Психология масс

Зигмунд Фрейд

Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать – ее можно только перечитывать. Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, - это перечитыватель.

В.В. Набоков

В контексте чтения таких хороших и непростых книг, как этот сборник З. Фрейда, я полностью солидарен с Набоковым. Чтобы всецело понять эти труды с первого раза нужно обладать талантом психолога и философа, или, по крайней мере, быть знакомым с Фрейдом не понаслышке.

Что там по Фрейду?

В этот сборник входят несколько трудов Фрейда:

  1. “Психология масс и анализ собственного “я””
  2. “Болезнь культуры”
  3. “Злободневное рассуждение о войне”
  4. “Отчего войны?”

Приведу некоторые моменты, которые мне особенно запомнились:

  • Интеллектуальная деятельность массы (толпы) всегда отстаёт от интеллектуальной деятельности отдельного индивида, а в нравственном может или далеко превосходить поведение отдельного индивида, или пасть намного ниже его. (то есть, если человек в одиночестве мыслит разумно и контролирует свои чувства, то в толпе этот же человек может мыслить намного слабее и отдается в волю чувств)
  • Главное проявления психологии масс - несвобода индивида в массе (то есть индивид, сам того не осознавая, становится таким же, как и вся толпа)
  • В душевной жизни не погибает ни один возникший в ней элемент, все, что человек воспринимает, сохраняется и при определенных условиях, например, при далеко зашедшей регрессии, может снова возникнуть в сознании. (Но только если орган психики не поврежден)

Фрейд настолько хорошо расставляет свои рассуждения по полкам в твоей голове, что бывает приятно читать.

Но… может оказаться, что полок в голове больше не осталось и трудно понимать о чем говорит автор. Не кори себя. Это не ты тупой, как пробка, а тема достаточно сложная чтобы понимать все сразу. Это тебе не бульварный роман.

Мне было трудно читать этот сборник, так как я читал Фрейда в первый раз. Я не только возьмусь за другие его труды, но и буду их перечитывать, чтобы понять достаточно глубоко.
Советую прочитать, если вы хотите начать разбираться в себе, обществе, культуре и т.д. Этот сборник стоит вашего внимания.


Цитаты:

  • Смешиваясь с толпой в индивидах посыпается бессознательное неизвестное, которое даёт ему отбросить страх, ответственность, совесть. Причин тому три:
    • Численность толпы. Ядром совести индивида является “социальный страх”.
    • Заразительность
    • Восприимчивость к внушению
  • Заразительность является следствием этой восприимчивости.
  • Каждый отдельно взятый сносно умён и понятлив; В полном составе они: тот час пред вами глупец.
    Ф. Шиллер
  • Интеллектуальная деятельность всегда массы всегда отстаёт от интеллектуальной деятельности отдельного индивида, а в нравственном может или далеко превосходить поведение отдельного индивида, или пасть намного ниже его.
  • Главное проявление психологии масс - несвобода индивида в массе
  • Чувственная любовь обречена на угасание после полового удовлетворения; для того чтобы любовь была продолжительной, она с самого начала должна быть проникнута чистой нежностью, то есть заторможенным влечением, или претерпеть изменение в этом направлении.
  • Формула либидонозной конституции массы:
    Множество индивидов, поставивших один и тот же объект (вождь) на место своего “Идеала Я” и в силу этого идентифицирующих друг друга в своем “я”.
  • “Кто живёт на земле, тот жизнью земной веселись”.
    Шиллер
  • Кто владеет искусством и наукой, у того есть религия; а кто нет - у того пусть будет религия!
    Гёте
  • Методы обретения счастья и избавления от страданий:
    • Счастье - это защита от страдания. И это счастье бывает разное:
    • Счастье покоя
    • Счастье удовлетворения инстинктивных потребностей (быстротечно и со временем эффект ослабевает)
    • Счастье в работе (психическое и интеллектуальное удовольствие). Интенсивность счастья не такая сильная, как во втором типе и недоступно каждому
    • Счастье в собственном мире воображения и фантазий (может сойти с ума). Сюда и входит религия.
    • Счастье в любви.
  • Уязвимая сторона - человек никогда не бывает так беззащитен перед страданиями, чем когда он любит. Никогда не бывает так безнадежно несчастен,как в моменты, когда теряем предмет своей любви.
  • Счастья в жизни ищут преимущественно в наслаждении красотой (красота форм, природы, идей, творений)
  • Огромное большинство людей работает по необходимости, и это естественное отвращение к труду является источником тяжёлых социальных проблем.
  • Культура служит 2 главным целям: защищает людей от природы и регулирует отношения между людьми.
  • Миром правят голод (спасение себя) и любовь (сохранение вида).
    Шиллер
  • Человеку свойственна агрессивность, как и животному. И эту агрессивность он проявляет разными способами - даже саморазрушением. В этом случае, стараясь избежать неприятных факторов внешнего мира, человек агрессирует на самого себя.
  • Наложение ограничений на агрессию (культурой) против окружающего мира неизбежно вызовет увиление влечения к саморазрушению.
  • Развитие культуры - это борьба Эроса и смерти, влечения к жизни и влечения к разрушению в том виде, в каком она проявляется среди представителей нашего биологического вида.
  • Развитие культуры - это борьба человека за выживание.
  • Изначально зло - это то, за что человеку угрожает потеря любви. Из страха потерять Любовь человек избегает зла.
  • Навязанное нам извне воздержание от удовлетворений инстинктивных влечений порождает совесть, которая затем требует от нас воздержания и последующем.
  • Культурный прогресс оплачивается ценой отказа от счастья, взамен которого человечество получает чувство вины.