Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

«Скучная вещь»
«Посредственность»
«Ненавижу»

В таких словах отозвались люди, когда я спросил у них про этот роман. Я его прочитал и скажу вам вот что, братья во литературе:

  • why so serious?

    Каюсь, сам грешен. Я в прошлом брался за роман 2 раза и ни разу не дочитал, так как мне было невообразимо скучно и тягостно его читать. А вот в третий раз я насладился им с полна. Настолько, что прочитал его за 2 дня.

    А теперь я бы хотел и вам помочь взглянуть на этот роман с другой стороны. Вытянем на поверхность такое понятие, как «реальность» и перемешаем все в «доме Облонских».

    Жизнь, как бы мы не отрицали, скучна и тосклива. Стоит нам остаться наедине на солидный отрезок времени, и мы понимаем это. Или же нас так засасывает быт, учеба или работа, что мы перманентно находимся в состоянии зомби. Для таких людей, как я, все это способствует серьезному отношению к жизни, реальности и чтению. А читать в таком состоянии этот роман я не рекомендовал бы никому – может затянуть в такие дебри, что потом не вылезешь оттуда. Ведь что наша жизнь? Как говорит наш общий знакомец: «Я думал, что моя жизнь – трагедия, но, оказалось, что это комедия».

    Отнеситесь к «Мастеру и Маргарите» как к комедии и вы сможете его понять и насладиться им. Ведь по сути своей это и есть комедия и сатира. Позвольте себе отвлечься от реальности и погрузиться в мир фантазий.

    А теперь идем в «дом Облонских».

    Роман очаровательный. Очарование заключается в абсурде, юморе, черной сатире - и все это демоническое. Нас притягивает зло, даже если мы не собираемся его творить.
    Гений Булгакова заметен в живости и задоре самой истории, диалогов и персонажей. Притом все это сделано немногословно и визуально. Разве это не гениальность?

    Чтобы полностью понять роман, важно понимать контекст, а не только сам роман. Это же искусство, а оно всегда завязано на контексте. Приглядимся.
    В романе у нас есть Мастер, Маргарита и роман о Пилате. А что было в реальности? Булгаков, его третья и последняя жена Елена и роман «Мастер и Маргарита». Понимаете к чему я веду? Думаю, что да. Получается, роман еще и автобиографический, что открывает его
    для читателя в еще более привлекательном свете.
    Читайте, имея это ввиду, и будет вам счастье.

    Мне особенно понравился совет Воланда – воплощения Сатаны:
    «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности
    у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»
    Это противопоставление увещеванию в Новом Завете:
    «Просите и получите». Но это и прекрасный совет,
    если не понимать его скупо.

    Есть ли посыл в книге? Для меня - нет, а вы можете его поискать.
    Шедевр ли это? Пусть каждый сам себе ответит на этот вопрос.

Цитаты:

  • Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
  • Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: “Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!” — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: “Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану”.
  • Чего не знаем, за то не ручаемся.
  • Подобное лечится подобным
  • «А за квартиру Пушкин платить будет?» Или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?», «Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?»
  • За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
  • Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут! (не понимай однобоко)
  • Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта. (исправим)
  • — Прелесть моя — начал нежно Коровьев.
    — Я не прелесть, — перебила его гражданка.
    — О, как это жалко, — разочарованно сказал Коровьев и продолжал: — Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею.
  • Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное
  • — Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
    — Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.
    — Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
    — Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
  • Ах, мессир, моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, по счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо — счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо!
  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

    Слова, термины:

  • Сличение - сличение копии с оригиналом
  • Волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества.
  • Интервенты - тот, кто вторгается на чужую (суверенную) территорию
  • Игемон - старший, владыка
  • регент - (временно) уполномоченное лицо, представляющее кого-то
  • Беллетрист - писатель, занимающийся художественной повествовательной литературой; автор беллетристических произведений (часто — для лёгкого чтения)
  • Антра́кт - перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.
  • Силлогизм - «подытоживание, подсчёт, умозаключение»
  • Софист - учитель мудрости и красноречия